Специализация рассчитана на психологов, психотерапевтов, волонтеров, социальных работников, работающих или интересующихся оказанием профессиональной психологической помощи людям, которые переживают или пережили травматические события.
Участники программы смогут получить:
- теоретические знания об особенностях переживания травматического опыта и принципах гештальт-терапии в работе с травмой
- практические умения в работе с людьми, переживающих / переживших психотравмы различной этиологии;
- ознакомятся со способами профилактики профессионального и эмоционального «выгорания»
Курс состоит из 9-ти трехдневных групп (270 часов) и включает в себя как теоретическую часть, так и практические формы работы (индивидуальная терапия, упражнения, работа в парах и малых группах, разбор конкретных случаев, работа под супервизией, заочная супервизия)
Основные темы трехдневок:
1. Определение психической травмы. Виды травм. Диагностика и симптомы травмы. Гештальт-подход в понимании психической травмы. Травма через призму экзистенций бытия: конечность, свобода (выбор, ответственность, сопутствующая тревога), изоляция (одиночество), несовершенство, бессмысленность (проблема смысла).
2. Ранний травматичный опыт и его особенности. Виды ранних травм. Влияние ранних травм на развитие личности, организацию качества жизни человека, и жизнь в целом. Особенности и организация работы с клиентом, который имеет опыт ранней травматизации.
3. Шоковая ситуация и ее влияние на функционирование организма. Виды шока, физиологические и психологические феномены их проявления. Естественное протекание процессов стресса, дистресса и хронической стрессовой ситуации. Выход из шока как залог профилактики ПТСР. Особенности работы с клиентами на разных стадиях шокового процесса. Техники работы с шоковыми переживаниями, их отличие от работы с ПТСР.
4. Виды шоковых травм, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Диагностика. Теории формирования шоковой травмы, организация поддержки, работа с ресурсами, телесные процессы в психотерапевтической работе. Эмоциональные состояния, сопровождающие травматические переживания. Особенности работы с чувствами стыда, вины, гнева. Техники переработки шоковой травмы.
5. Особенности гештальт-терапии в работе с утратой и горем. Профиль утрат. Множественные утраты. Осложненное горевание, его особенности и диагностика. Различия работы психотерапевта на разных этапах горевания.
6. Травма войны. Феноменология боевого стресса. Социально-психологические аспекты возвращения к мирной жизни (работа с семьями, ближайшим социальным окружением, изменение системы ценностей). Схожесть и различия травмы комбатов и ВПО. Принципы перенаправления. Контакт с ветераном.
7. Травма насилия. Классификация видов насилия. Особенности процесса переживания насильственного опыта. Влияние опыта насилия на человека, его восприятие себя, мира, способов взаимодействия с другим. Основные темы в работе с травмой насилия и стратегии работы с ними.
8. Телесные процессы в работе с травмой. Тело терапевта как инструмент. Работа с телом для клиентов с шоковой травмой и травмой развития.
9. Работа с эмоциональным и профессиональным «выгоранием» специалистов, оказывающих помощь людям с психологической травмой.
Ведущие программы: Наталья Заболотная, Тара Конрад, Георгий Смолин
Программа сертифицируется Киевским Гештальт Университетом.
Тренеры:
Заболотная Наталья Леонидовна: психолог, гештальт-практик, член Украинского Союза Психотерапевтов, член Всеукраинской Арт-терапевтической ассоциации, тренер Киевского Гештальт Университета, ведущая образовательных и психотерапевтических групп личностного роста, ведущая специализаций в гештальт подходе с 1995 года, специализация работы с детьми и семьей, психосоматическими заболеваниями, психологической травмой, эмоциональным и профессиональным выгоранием.
Георгий Смолин: Кандидат медико — психологических наук, врач-психиатр, сексолог, сертифицированный гештальт-терапевт и супервизор.
Ведущий образовательных программ I и II ступеней в гештальт-подходе Киевского Гештальт Университета.
Тара Конрад:
- Гештальт-терапевт, тренер, супервизор.
- Ведущая учебных групп в гештальт-подходе I ступени
- Ведущая практического курса подготовки специалистов по работе с травмой
- Ведущая практического курса подготовки специалистов по работе с организациями.
HR, организационный консультант, опыт работы в организациях с 1998 года
EAGT: Норвежский институт гештальта. Программа подготовки супервизоров EAGT.
Комитет по правам человека. Программа подготовки тренеров по работе с травмой Парижская школа гештальта (Франция).