Программа III-й ступени

«Профессиональная подготовка супервизоров, тренеров I-х ступеней, преподавателей гештальт-терапии»

(обучающая программа III ступени по гештальт-терапии)

Авторская программа Инны Дидковской по совершенствованию практики гештальт-терапевтов, подготовке супервизоров и преподавателей ГТ.

Инна Дидковская
Инна Дидковская о программе:

Программа ІІІ ступени ориентирована на подготовку супервизоров, преподавателей гештальт-терапии, а также на более углубленное изучение теории и методологии практики.

На самом деле я считаю последний пункт более важным, ведь увлечением моей жизни является именно терапевтическая практика – работа с клиентами. Но поскольку для многих профессионалов, идущих учиться на ІІІ ступень, важно стать супервизорами и тренерами, я, конечно же, уделю самое пристальное внимание этим двум идентичностям. Опять же, для развития практики нужна супервизия.

В моей программе ІІІ ступени уже с первой встречи вы сможете получать супервизию – очную и заочную, что поможет, с одной стороны, расширять практику, а с другой – учиться супервизии.

Программа ІІІ ступени рассчитана на 4 года. Она будет состоять из 16 циклов-трехдневок (по 4 встречи в каждом году). Из этих четырех ежегодных встреч три проведет ведущий тренер Инна Дидковская и одну – приглашенный зарубежный тренер.

Во время программы я хочу охватить три фокуса:

  • тематический: включает углубление в базовые концепты гештальт-терапии с целью поддержать способность участников преподавать ее в обучающих программах (І ступень);
  • практический: расширение и углубление терапевтической практики участников (в том числе за счет супервизии и углубленного изучения теории);
  • групповой: развитие способности держать групповой контекст и работать с ним в терапевтическом и обучающем ключе.

Уникальностью этой программы ІІІ ступени является то, что к участию к ней будут приглашены 4 зарубежных тренера, которых я специально подобрала под тематики встреч:

тематическое занятие «Супервизия».

Линда работает преимущественно с заочной супервизией и, на мой взгляд, является как блестящим супервизором, так и великолепным преподавателем этой темы для профессионалов.

тематическое занятие «Клинические аспекты ГТ»

На мой взгляд, Маргарита – одна из самых серьезных «звезд» на небосклоне гештальт-терапии современности. Очень умная, глубокая, она создает теорию гештальт-терапии прямо здесь и сейчас. Я даже не надеялась, что она согласится участвовать в моей программе. Но Маргарита сказала буквально: «I like this possibility and to work with you and Linda, Peter and Daan is to breath some fresh air!» Надеюсь, что вы понимаете английский или сможете перевести это предложение. Я просто обалдела от счастья. Так что Маргарита с нами!

тематическое занятие «Групповая работа».

Умный, интеллигентный профессионал, один из тех, кто начинал развивать гештальт в Европе. Работает, как по мне, в «истинном» гештальте, который совершенно невозможно описать словами, а можно только чувствовать на уровне кожи.

Преподает айкидо (у него черный пояс) и обожает джаз. Живет в Манчестере.

тематическое занятие «Совершенствование терапевтической практики, забытые корни гештальт-терапии, реальность изменений в процессе терапии, особенности работы с группой в гештальте, супервизия».

Один из наиболее смелых, откровенных и честных моих учителей, великий экспериментатор, работа которого многое изменила в моей терапевтической практике и практике супервизорства. Очень хотела бы, чтобы вы тоже увидели Даана в работе и поучились у него!

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММЕ ІІІ СТУПЕНИ

Блоки программы ІІІ ступени могут меняться местами в связи с договоренностями с зарубежными тренерами об их участии. Изменения блоков программы могут зависеть от интересов участников группы и динамики. Я бы хотела, чтобы программа максимально соответствовала вашим интересам. Также я хочу привнести в эту программу идеи «self-directed studying», которые я привезла из моей последней поездки в Америку.

Ваше резюме
Для отбора участников в группу я прошу вас написать краткое резюме, ответив на такие вопросы:

План личного развития

На первой встрече я дам Вам задание создать план личного и профессионального развития на 4 года, в котором попрошу подробно описать, как Вы собираетесь развиваться в течение этих 4 лет:

  • какие книги собираетесь прочесть;
  • какие семинары и конференции планируете посетить;
  • какие книги, статьи намерены написать;
  • какие проекты хотели бы начать / осуществить, как хотели бы развить / модернизировать свою практику;
  • какое место в профессиональном сообществе хотели бы занять;
  • есть ли что-то в Вашей личной жизни, что Вы хотели бы изменить за эти 4 года, и почему именно в личной жизни.

Я искренне ратую, чтобы в нашей профессии «сапожники» были с сапогами, а психотерапевты работали в терапии со своей личной историей. Особенно те, кто собирается учить и супервизировать других профессионалов.

Дальше мы будем работать над этими планами каждую встречу, давая друг другу супервизию и поддержку. Вы не должны это все исполнить, и выполнение этого плана не является условием сертификации, но работа с таким планом – условие участия в программе.

Если вы заметили, я употребила слово «отбор». Да, я планирую отбирать участников в эту программу, чтобы группа была относительно однородна по уровню подготовки, опыта и мотивации.

Блоки программы

БЛОК 1 «Основы супервизии» (4 встречи)

Во время первых четырех встреч я планирую сделать акцент на супервизии. При этом первая трехдневка будет посвящена тому, чтобы «заточить» программу обучения и ее наполнение под конкретную группу. Мы будем работать с конкретными запросами участников группы, проведем первые супервизии учаcтников – и разбор полетов, обучение супервизии.

К концу третьего дня первой встречи мы получим уточненную программу ІІІ ступени, полностью сформированную под потребности участников этой группы.

Темы этого блока:

  • Теоретические основы супервизии.
  • Различные школы супервизии в гештальт-терапии.
  • Типы, формы, модели, уровни и фокусы супервизии в гештальт-терапии.
  • Супервизия с учетом контекста и уровня подготовки терапевта, а также его способности к ассимиляции опыта.
  • Очная и заочная супервизия.

Приглашенный тренер:

тематическое занятие «Заочные супервизии: обучение навыкам, фокусам и др.»

БЛОК 2 «базовые концепты ГТ»

Посвящен базовым темам гештальт-терапии и ориентирован на углубление теоретических знаний с акцентом на практику и преподавание.

Темы блока:

  • Основные концепты гештальт-терапии (теория селф, теория поля, диалог, феноменология, эксперимент) и их современная трактовка.
  • Модернизм и постмодернизм в гештальт-терапии.
  • Этические моменты терапии, супервизии, групповых проектов.
  • Создание и удержание длительных терапевтических отношений с клиентами.
  • Забытые корни гештальт-терапии (Даан ван Баален).

Приглашенный тренер:

тематическое занятие «Совершенствование терапевтической практики, супервизия, экспериментальная гештальт терапия»

БЛОК 3 «Работа с группами, преподавание гештальт-терапии»

Темы этого блока:

  • Ведение групп. Виды групп. Стратегии ведения групп.
  • Супервизия групповых проектов.
  • Супервизия на ведение учебной группы.
  • Гештальт-педагогика.
  • Создание собственных групповых проектов.

Приглашенный тренер:

тематическое занятие «Групповая работа».

БЛОК 4 «клинические аспекты ГТ и супервизии»

Темы этого блока:

  • Клинические аспекты гештальт-терапии и супервизии.
  • Взгляд на психопатологию с точки зрения гештальт-терапии.
  • Отношение гештальт-терапии к диагностике и критериям личностных расстройств.
  • Разные типы сильно «нарушенных» клиентов, работа с ними индивидуально, в группе и под супервизией.
  • Работа с людьми с личностными расстройствами. Внутренняя феноменология и особенности переживания людей с расстройствами личности.
  • Особенности переживаний терапевта в работе с подобными клиентами.
  • Стратегии. Ресурсы.

Приглашенный тренер:

тематическое занятие «Клинические аспекты ГТ»

Условия и формы сертификации в программе:

    • Наличие сертификата гештальт-терапевта.
    • Прохождение основного курса программы ІІІ ступени: 16 учебных сессий.
    • Индивидуальная терапия не менее 120 часов с учетом базового курса.
    • Участие в двух интенсивах в период программы в качестве участника супервизорской группы, ведение процесс-групп на интенсивах и конференциях, представление мастерской на конференции.
    • Создание индивидуального проекта (развитие индивидуальной практики, реализации группового или групповых проектов, развитие супервизорской практики) в ходе обучения на программе, его презентация на сертификационной сессии.
    • Наличие письменной работы, в которой описана терапевтическая / супервизорская / обучающая деятельность участника на протяжении года – в период обучения в программе.

    Фокусы, которые вам необходимо раскрыть в письменной работе:

    • ваши ценности в работе гештальт-терапевта;
    • индивидуальный путь развития;
    • профессиональное мышление и личная философия в профессии;
    • ваше место в профессиональном сообществе.

    Эта письменная работа может опираться на работу с планом личного и профессионального развития, который описан выше.

    Каждый участник программы ІІІ ступени презентует письменную работу на сертификационной сессии.