Часто задаваемые вопросы

Гештальт-терапия – одно из наиболее активно развивающихся направлений современной психотерапии. Родившись в начале 50-х прошлого столетия в Соединенных Штатах, этот метод бурно развивался и получил широкое применение во многих странах Южной Америки, Австралии и Европы. На сегодняшний день гештальт-терапия официально признается Европейской Ассоциацией Психотерапии, ее эффективность признана многими научными исследованиями, а философия и методология этого метода активно используется в индивидуальной работе, работе с парами и семьями, большими и малыми группами, организационном консультировании и педагогике. Гештальт-терапия является гуманистическим (во главу угла ставится уважение к человеческой жизни, уникальности бытия, особенностям человеческих взаимоотношений, и даже к способам организации человеком своего страдания), недирективным (терапевт не является экспертом в жизни клиента и не указывает ему, что и как нужно делать, чтоб случилось счастье, а, скорее, является коллегой-исследователем того, как клиент сам строит свое страдание, и эмоционально включенным Другим, который поддерживает процесс изменений клиента), экзистенциальным (в работе неизбежно столкновение с данностями конечности, одиночества, бессмысленности, свободы и ответственности, несовершенства и неизбежности определенной доли страдания), феноменологическим (в работе терапевт первично опирается не на диагностические системы или теоретические концепции, а на то, что он может непосредственно воспринимать в контакте с клиентом с помощью органов чувств: изменения дыхания, неосознанные движения, изменения голоса, телесная позиция, повторяющиеся паттерны речи и поведения), холистическим (ценностью подхода является интеграция различных расщеплений организма, таких как разум-тело и, хороший-плохой, а также идея, что целое – это всегда нечто большее, нежели сумма составляющих частей), процессуальным (основное внимание уделяется не результату, а процессу и его блокировкам, не содержимому, а как это содержимое возникает и разворачивается во времени и пространстве) направлением психотерапии, которое впитало в себя и творчески переработало идеи психоанализа, экзистенциальной философии, психодрамы, гештальт-психологии и некоторых восточных практик. 

Выдача дипломов о высшем образовании – это прерогатива государственных ВУЗов. Практически во всем мире психотерапевтическое образование является последипломным, и предоставляется частными учебными заведениями. Соответственно, квалификационный сертификат гештальт-терапевта выдается студентам, завершившим обучения и сдавшим квалификационные требования, у которых уже есть диплом государственного образца о наличии высшего образования. 

У сертификата Киевского Гештальт Университета не существует срока давности, в отличие от Европейского сертификата психотерапевта, который необходимо подтверждать каждые 5 лет.

Обучение гештальт-терапии – это сложный и многогранный процесс, который требует не только овладения необходимыми навыками и техниками, но и изменения философии мировосприятия будущего терапевта, постепенного созревания новых способов построения отношений с окружающими, паттернов обхождения с собой и с другими. И для каждого изменения такого масштаба требуется длительное время и усиленная поддержка. Для этого и существует выработанная годами практики программа обучения, соответствующая требованиям Европейской Ассоциации Гештальт Терапии и Европейской Ассоциации Психотерапии, которая включает в себя все необходимые условия для качественного и безопасного созревания специалистов. Наши выпускники, потратившие достаточно времени на обучение, и получившие большое количество профессиональной поддержки в виде терапии, супервизии и специализаций, способны на длительную качественную практику в экологичной для себя и клиентов форме без угрозы профессионального выгорания.

Вы можете не поступать на вторую ступень после первой, если не захотите. Но первая ступень дает лишь начальный опыт знакомства с гештальт-терапией, а сертификат участия, который Вы получаете после ее завершения, не является квалификационным и не дает оснований для практики как сертифицированный гешталь-терапевт\консультант.

Квалификационный сертификат Киевского Гештальт Университета признается в Украинском гештальт-сообществе, а также в Европейском гештальт-сообществе, равно как и в Европейском психотерапевтическом сообществе. Если Вам нужно получить Европейский сертификат гештальт-терапевта и Европейский сертификат психотерапевта, то, имея наш квалификационный сертификат, Вы сможете сделать это по упрощенной процедуре «Direct Award», которая предоставляется только институтам, аккредитованным в ЕАП и ЕАГТ. Киевский Гештальт Университет является одним из трех аккредитованных институтов на всем постсоветском пространстве (наряду с Санкт-Петербургским Институтом Гештальта и Рижским Гештальт Институтом).

Если Вы являетесь студентом-психологом, студентом-социологом, студентом-медиком или студентом-педагогом, то Вы можете начать свое обучение в программе подготовки гештальт-терапевтов\консультантов с 18 лет. Обычно же возраст абитуриентов КГУ составляет 22-35 лет.

Для поступления на первую ступень гештальт-терапии необходимо лишь собеседование с одним из ведущих тренеров. Для участия во второй ступени необходим сертификат участия первой ступени, рекомендация тренера первой ступени и законченное, а также продолжающееся высшее образование, желательно в области психологии, психиатрии, педагогики и социальной работы. 

Участие в первой сессии первой ступени – отличная возможность на личном опыте проверить, насколько подходящими для Вас являются сам метод и тренера первой ступени. Далее, на второй сессии, группа закрывается, и в ней остаются те участники, которые берут на себя ответственность завершить программу первой ступени.

Для анализа этого мифа воспользуемся некоторыми отдельными характеристиками культа, позволяющими различить просоциальные объединения и деструктивные секты.

«Группа сосредоточена на живущем лидере, к которому члены группы явно демонстрируют чрезмерно фанатичную, слепую приверженность».

Начнем с того, что основатель гештальт-терапии Ф.Перлз умер 36 лет назад и в настоящий момент в гештальт-подходе не существует ни одной культовой фигуры, которая бы объединяла всех представителей данного подхода. Кроме того, «фанатичная, слепая приверженность» кому бы то или чему бы то ни было антагонистична гештальт-мировоззрению.

«Вопросы, сомнения и инакомыслие не поощряются или даже наказываются»; «руководство диктует – иногда очень детально – как члены группы должны думать, действовать и чувствовать (например: члены группы должны получать разрешения от лидеров на свидания, смену работы, женитьбу; лидеры могут предписывать, какой тип одежды носить, где жить, как воспитывать детей и т.д.»

Ценностью гештальт-терапии, напротив, является повышение чувствительности к себе и к своим границам. В фокус внимания помещаются собственные потребности индивида, а также его интересы, ценности и убеждения. При этом делается акцент на индивидуальности и уникальности каждого человека.

«Используются техники отключения (оцепенения, замораживания) сознания (типа медитаций, монотонного пения, говорения на языках, обвинительных (разоблачительских, доносительских) сессий, повседневного режима истощающей работы), чтобы подавить сомнения относительно группы и ее лидера(ов)».

В гештальт-подходе используются методы, направленные на расширение сферы осознавания, «размораживания», восстановления чувствительности и поддержку собственной активности и интересов личности. Гештальт-терапевты поддерживают способность клиента заботиться о себе, своих нуждах и потребностях.

«Группа обладает поляризованным менталитетом «мы-против-них», который влечет конфликт с более широким обществом»; «слепое подчинение членов группе заставляет их сокращать связи с семьями, друзьями, отказываться от личных и групповых целей и занятий, которые интересовали их до присоединения к группе».

Ценностью гештальт-терапии является творческое приспособление индивида к среде, в которой он живет. Более того, гештальт-терапия фокусируется на повышении качества контакта клиентов с их семьями, друзьями, коллегами по работе, т.е., в широком смысле, повышении качества их жизни вне рамок терапии.